Железные дороги в эпоху Индустрии 4.0
Автоматизация и цифровизация являются основными направлениями развития современных технологий, направленных на совершенствование железнодорожной отрасли. Умный подвижной состав, беспилотные локомотивы, распределенные реестры, технологии 3D-печати и интернета вещей стали основными элементами предстоящей модернизации.
6 Сентября 2017
Будущее, которое состоит из взаимодействия больших массивов информации и киберфизических систем, формируется уже сегодня. Развитие четвертой промышленной революции продиктовано стремлением экономики к двум основополагающим факторам – снижению производственных расходов с параллельным повышением эффективности и безопасности всей производственной и логистической цепи.
Железные дороги в эпоху Индустрии 4.0
Цифровые услуги
Ярким примером внедрения современных железнодорожных технологий в России стало Московское центральное кольцо (МЦК), где управление поездов осуществляется в автоматическом режиме. «Главная идея появления цифровых технологий на железной дороге заключается в предоставлении пассажирам возможности беспрепятственного передвижения. В будущем потребитель сможет выбирать наиболее оптимальный для себя маршрут», – рассказывает старший вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. Понимая потребность в упрощении логистических услуг для пассажиров, немецкий концерн Siemens инвестировал в развитие программы HaCon. Проект является ведущим международным провайдером систем планирования и составления расписания для общественного транспорта.
«Использование высоких технологий позволяет избежать многих вспомогательных процессов в железнодорожной логистике. Например, концепция вычислительной сети физических предметов (IoT) будет использоваться для прогноза предстоящих отказов техники и повышения ее эффективности», – продолжает С. Кобзев. Такой подход уже активно используется в авиации. С помощью климатической техники подвижной состав сообщает оператору в режиме реального времени о состоянии всех деталей техники посредством широкополосного канала приема и передачи информации.
Сегодня в реализации стратегии развития цифровой инфраструктуры ОАО «РЖД» стремится к принципам поддержания постоянной информированности пассажиров, обеспечению интегрированных железнодорожных коридоров. Осваиваются CRM-системы (мобильные программы, нацеленные на повышение лояльности) и автоматизация процессов терминально-складского комплекса.
К 2020 году ОАО «РЖД» планирует достичь 100%-ной виртуализации документооборота на перевозки грузов на внутрироссийских направлениях. Для сравнения: в 2016 году электронное оформление документов в грузовых перевозках составляло 50% от общего объема заказов. Электронный документооборот с федеральными органами исполнительной власти в 2020-м составит 100%. По оценкам старшего вице-президента холдинга, к тому же году доля продаж электронных пассажирских билетов возрастет до 90%. Результат прошлого года – 40%. Продажи дополнительных услуг в течение ближайших 3 лет увеличатся на 120%.
Другим не менее значимым инструментом развития железнодорожной инфраструктуры является обработка больших данных. Один из таких центров расположен под Москвой в рамках МЦК. Там собирается и обрабатывается информация об уровне температуры в салоне, качестве работы комплектующего состава, объеме пассажиропотока и многих других изменениях.